Модель устройства мира, которая мне наиболее симпатична
(Некоторые общие мысли об устройстве мира, внутреннего мира человека.)
Взаимоувязываемые в тексте понятия: внимание, энергия, эго, состояния, развитие, сознание, творчество, воля, разум, ощущения, чувства, ценности, веры, мудрость, маятник, подсознание.
Используемые «определения Бога»:
Изначально существовало абсолютно целостное сознание (совершенное, внутренне
единое, а значит, всемогущее, имеющее полный контроль над собой, т.е. над
миром).
Это сознание было способно сотворить по своей воле что угодно – но не все сразу,
а в некой последовательности (или это мы склонны выделять последовательность,
шаги).
Можно было бы, конечно, представить мир как бесконечность бесконечных измерений, в которой уже расписаны все судьбы (т.к. есть измерение времени целиком, как и пространственные измерения) и которая потому статична, но с нашей точки зрения (а модель создается для людей, а не абсолютна) мир воспринимается как меняющийся, «живой» (в отличие от подобной «мертвой» статической Вселенной). Причем все изменения тех частей объектов, которые полностью созданы и подконтрольны человеческим сознаниям – происходят (исходя из определения) по воле человека, т.к. именно намерения, стремления человеческих сознаний приводят к кипучей деятельности, подвижкам в рукотворных объектах, окружающих человека; без воли же человека эти объекты недвижимы (ну или движутся по заведенной схеме) – не развиваются. Поэтому логично предположить, что и в целом все изменения в мире – являются следствием воли, намерений некого мирового сознания, имеющего полный контроль над всем в мире, что возможно, только если это сознание являлось творцом всего в мире (т.к. полный контроль над чем-то возможен, только если это что-то сотворил; в той мере, насколько сотворил).
Поскольку мир, изменения в мире являются деятельностью исходного сознания (точнее нам удобно наделять субъективно воспринимаемый как «живой», а не статичный – мир – имеющейся у нас функцией сознания), то, согласно характеристикам сущности сознания и условиям, в которые поставлено исходное сознание мира, это исходное сознание стремилось к:
На самом деле представление мира в виде сознания не совсем хорошо, так как это является наделением мира человеческими свойствами; а сознание человека во многом представляется как результат интеграции, совместной работы механизмов мышления, психических процессов и других подсистем человека. Исходное сознание же полностью едино и неделимо на подсистемы. Поэтому (с учетом стремления в модели обходиться минимальным набором действительно необходимых сущностей/элементов) будем называть исходное единое сознание – центром развития мира, поскольку основная его характеристика – стремление к развитию. При этом само развитие – столь многоплановое и разнообразное явление, что можно говорить, что оно включает в потенциале все – все, что в мире появлялось, было сотворено, было новаторством когда-то – представляется как ступеньки развития. При этом мы можем только судить о том, что является развитием – по прошлому опыту и оценивая результаты исходя из своих ощущений – но не можем знать точно, например, то, что, кажется, не ведет к развитию, может потом оказаться наиболее правильным действием в данной ситуации, позднее открывшим дорогу к новому. Таким образом, потенциал развития (скажем, идеи развития), раскрыт не полностью, самопознание центром развития себя – не завершено.
Поскольку исходное сознание может все, но не сразу – в мире существует динамика, а также отсюда берет корни феномен внимания (вторая минимально необходимая сущность/элемент модели). Действительно, исходное сознание (являясь «воплощением» стремления развития), испытывает дефицит в ресурсе творчества, которое доступно любое, но не все сразу; исходному сознанию приходится выбирать, что творить сначала, а что потом – чтобы при этом максимизировать скорость развития. Т.е. творческое начало мира (исходное сознание) – направляет свое внимание не на все сразу, а на какие-то части мира, где мир – это те объекты (по своей сути – те инструменты развития), которые были созданы творческим началом ранее. В мире всегда существует дефицит ресурсов.
Очевидно, первоначально творческое начало мира создавало самые общие механизмы и принципы мира, в частности механизмы мышления и ощущений – являющиеся, по сути, механизмом отражения большего в меньшем – что позволяет некой структуре работать с моделью мира вместо всего мира, а это дает экономию сил и ресурсов (впоследствии механизмы отражения большого в малом воспроизводились на разной основе, совершенствовались: по-видимому, такие механизмы имеет в своем распоряжении эволюция, но они намного медленнее, чем у нас; также, вероятно существуют сущности, сознания тонких миров, и они также обладают механизмами ощущений и мышления, а также, конечно, такие механизмы есть у животных и человека). После того, как основные принципы, законы, костяк мира был создан – исходное сознание стало переходить к более детальному и более мелкому творчеству; кроме того, в случае, если существует несколько вариантов развития, но нет опыта выбора какого-либо из них, эффективной стратегией развития может оказаться перебор всех или некоторых из вариантов до накопления опыта. Поэтому внимание единого сознания стало распыляться, разделяясь на отдельные сознания, автономных существ; при этом, видимо, на 99,9...% существо представляет собой набор сотворенных механизмов (таких, как мышление и ощущения), призванных экономить ресурс непосредственного творения творческим началом, но каждое существо, и вообще все в мире (являющемся неотделимой частью исходного сознания, как бы его видением, продуктом воображения, если искать человеческие аналогии) на какую-то долю состоит из первичного, исходного сознания (говорят, и камни сознают, просто очень слабо; исходное сознание распределялось между существами/объектами в процессе эволюции мира неравномерно, а как эффективнее для развития). Эту толику исходного сознания в человеке, также удобно называть центром развития: это центр, который знает, что такое развитие, позволяет, в конечном счете, ощутить, отделить – что является развитием, а что нет. Посылает импульсы стремиться к развитию, движению, росту в жизни. Центр развития человека – очень слабенький, и непосредственное творчество центра развития заключается, в основном, в том, что он создает (корректирует) некоторое небольшое количество мыслей, мотиваций, ощущений в сферах логики и чувств.
Существует ли обратная связь между центром развития и тем, что он направляет внимание (нужно ли вводить в модель еще одно понятие)? По всей видимости, нет. Даже будучи «распыленным», исходное сознание остается единым (просто занимается сразу параллельно множеством задач). Единое сознание, будучи абсолютно совершенным, не может еще увеличивать свой опыт, это сознание уже все «знает» и потому действует (в виде импульса стремления к развитию) совершенно уверенно. Поэтому достаточно двух понятий, есть только центр развития и направляемое им внимание творения.
Субъективное ощущение энергии является, свидетельствует о внимании центра развития (или порожденным этим вниманием движением, например, откорректированная в результате внимания центра развития мысль вызывает поток других мыслей и действий): энергия характеризуется движением, изменением состояния, это поток – но каждый такой поток является (как рассматривалось выше) результатом некоторого намерения, стремления развития, ради развития исходное сознание выделяет ресурс творчества, который может внешне восприниматься кем-то как поток энергии (если не отождествиться с ним и не увидеть его смысловую наполненность).
В человеке также существуют разные потоки энергий – являющиеся следствиями
работы подсистем внутреннего мира человека (скажем, сферы ума и чувств) и его
организма – подсистем, сформированных когда-то центром развития, но не всегда
полностью сознаваемых, чтобы видеть, как их работа связана со стремлением к
развитию (например, одна из первых подсистем – связанная со страхом смерти –
была выработана, поскольку смерть просто прекращает развитие, разрушает
достигнутое живым существом за жизнь). Намерение протянуть ниточки от
инструментов внутреннего мира (а подсистемы человека, фактически, являются
инструментами, созданными для упрощения развития) к стремлению развития (со
стремлением осмыслить и прочувствовать эту взаимосвязь), возможно, позволит
разобраться, каково более взвешенное использование собственного организма и
внутреннего мира – исходя из смысла создания различных подсистем, смысла
существующих подсознательно направляемых внутренних потоков энергий, стратегий
поведения; научиться, как правильно применять подсистемы внутреннего мира.
Основные подсистемы внутреннего мира человека (помимо центра развития):
1) духовно-ценностная подсистема, совокупность вер человека:
а) совокупность вер: импульсы от центра развития, т.е. самое общее желание/стремление к развитию, порождают попытки сделать ставки на то или иное направление – поверить, что именно данный путь даст большее развитие, сделает человека более счастливым; например:
б) совокупность ценностей: таким образом, можно говорить о ценностях, приоритетах в важности, исходящих из вер человека; при этом сами веры – это предположения: весь путь еще в деталях не пройдет и не изучен, и ты предполагаешь, что данный путь даст больше всего для развития; в конце концов, однако, для каждой веры обнаруживается своя эффективная область применения; опыт применения веры, мудрость, обобщения различных практических моментов, которые не смоделировать умом, уточняющие, как выглядит реализация веры на практике, также дополняют ценностную сферу;
в) особенности личности: некоторые веры изначально заложены в человеке – они могут казаться не самыми логичными выборами с точки зрения наиболее эффективного развития, но ощущаются человеком как некие наибольшие ценности, смысл его жизни, который важнее, дает большее счастье (несмотря на трудности) по сравнению с другими вариантами выборов вер и ценностей; при этом можно проследить, что эти «личные аксиомы» человека связаны, скорее всего, с: наследственностью (склонностями родителей, их гены), полом (мужчины – склонность к исследованию нового, подчас, с отрывом от гармонии; женщины – приведение в гармонию существующего, практичность), датой рождения (зодиак), ведущей рукой; очевидно, это некоторые из механизмов «разделения труда» в едином исходном сознании, личное предназначение, которое заложено в каждом человеке от рождения (при этом поскольку центр развития и механизм ценностной сферы, т.е. сфера общих стремлений и намерений сознания – существовали до механизмов ума, породив его как один из инструментов реализации стремлений, то собственное предназначение человека трудно свести к некой простой идее, формализовать; скорее личный смысл жизни представляется как некое ощущение, из которого периодически черпаешь, сверяясь с ним, объединяя ощущение с текущими возможными жизненными вариантами и опытом – и формулируя, таким образом, текущие цели на уровне ума; то есть личное предназначение, смысл жизни есть, но он настолько же сложен, как сложен сам человек);
2) сфера ума:
а) сравнение сферы ума и сферы ощущений: из принципа динамики и недостатка ресурсов следует существование избирательного внимания; объема внимания не хватает на все, и оно вынуждено концентрироваться на той или иной области, «нарезать» многомерный мир, выхватывая ту или иную его плоскость, чтобы получить однажды многомерное представление; мысли и ощущения – это инструменты отражения мира, получения в малом модели большого, чтобы манипулировать этой моделью для реализации собственных стремлений сознания; при этом возможно модулирование объема внимания на максимальный охват всего в мире при малой детализации (реализуемый подсознанием, ощущениями, наиболее оперативно реагирующими на любые внешние изменения, например, в виде «смутного чувства недовольства» ситуацией, хотя еще не было понято, в чем дело) и моделирование объема внимания на максимально возможный детальный разбор некоторой отдельной области (реализуемый умом, «сознанием»); умом трудно охватить все, пытаться решить много проблем сразу – его направляешь последовательно на одну, потом на другую задачу, пытаясь ее решить; подсознание же мониторит весь объем доступных вариантов, через ощущения и мотивации сигнализируя о тех задачах, которые сейчас более актуальны; ум можно сравнить с компьютером, на входе на который подаются ощущения из подсознания, ощущения общих стремлений из духовно-ценностной сферы, а он использует различные приемы работы с информацией, пытаясь найти оптимальное решение в сложившихся условиях; входные параметры воспринимаются умом как некие аксиомы, на которых он строит свои теории (при этом ощущения наиболее быстро реагируют на изменения в мире, но требуется некоторое время на переосмысление своих теоретических построений, исправление картины мира с учетом нового опыта; помимо лага, запаздывания, всегда существует неточность картины мира, т.к. ум не может объять всего);
б) понятийная система: можно говорить об относительности всего в мире, невозможности доказать не только существование Бога, исходного сознания, Творца, но и любого воспринимаемого рядом объекта (действительно – ведь существует небольшая вероятность, что это реалистичная галлюцинация и что окружающие люди и даже ваши чувства обманывают вас, свидетельствуя о наличии перед вами данного объекта), относительными представляются также мораль, понятия о добре и зле (как быть уверенным, что совершенное добро не обернется для кого-то злом); в результате понимание относительности всего в мире может приводить к мысли о невозможности нахождения какого-либо смысла в жизни; однако данная мысль получена в результате использования ума, о ней не свидетельствуют ощущения напрямую (разве что так может казаться в результате каких-то разочарований): существование, относительность – это одни из понятий, которыми оперирует ума, при этом каждое понятие имеет цель своего введения и область эффективного применения (например, можно спорить о существовании судьбы/предопределенности – но если мы все равно не можем точно и детально знать своей судьбы, то какая разница, существует она или нет); если же неточность теорий приводит к абсолютизации понятий и применении их вовне данной области, то ощущения сигнализируют об абсурдности данного применения; например, понятие относительности свидетельствует о свойстве ума возводить на основе любых базовых положениях различные (вытекающие из них) теоретические построения и о гипотетической возможности существования любых базовых положений; дело в том, что помимо строгой логики с выводом следствий из известных наблюдаемых причин, ум также использует механизм гипотез – различных допущений и «необоснованного» ввода избыточный понятий в надежде получить из гипотезы полезное теоретическое построение (например, для последующей проверки его на опыте); понимание относительности – это преодоление некого внутреннего барьера (или осмысление произошедшего преодоления), после которого ум может не только делать выводы из существующих ощущений-аксиом «на входе», но и предполагать совершенно любые аксиомы (возможно, недоступные для непосредственного ощущения), т.е. вводится дополнительный уровень абстрагирования на уровне ума, показавший свою эффективность для развития в ряде случаев; таким образом, относительность сама по себе относительна (раз все в мире относительно, то и она должна) – являясь формулировкой механизма работы ума, смысл жизни же нельзя искать только на уровне ума, игнорируя ощущения личных аксиом, ценностей, т.к. ум – это ограниченный инструмент, созданный для определенных целей (и с определенной вытекающей из них областью эффективного применения): если ощущения в подсознании близки к непосредственному восприятию мира и (в связи с небольшой глубиной из-за большой обзорности) позволяют сопоставлять лишь сходно ощущаемые объекты, то ум позволяет достигнуть более высокой степени абстрагирования и сопоставлять, выделять общее в том, что, с точки зрения ощущений кажется совершенно не связанным (вроде общих философских принципов, обнаруживаемых в самых разных сферах жизни, перетаскиваемых из одной сферы в другую; математики, обобщенных физических законов, формул и т.д.); наиболее общие абстракции, но не просто умозрительные, а проверенные опытом и, в конце концов, ощущенные попадают на уровень ценностей, составляя мудрость;
3) сфера ощущений:
а) весовой механизм: если на уровне ума, «сознания» используется сложная и динамически меняемая логика для решения комплексных задач, то на уровне ощущений, подсознания используется множество простых фиксированных алгоритмов (многократно отработанных и потому перешедших на уровень автоматизмов), которые, однако, оказываются эффективными во многих случаях, позволяют экономить ресурсы энергии, которая может расходоваться также на непосредственное восприятие; при этом из-за существования динамики в мире и дефицита ресурсов, а также в связи с необходимостью согласования работы разных сознаний в процессе Творения – важным является непосредственное восприятие сознанием потоков энергии в мире, которые, как говорилось выше, на самом деле являются «потоками» творческого внимания различных сознаний; в результате использования просто логики и наличия свободных ресурсов подсознание может воспринимать разные виды внешних и внутренних потоков энергии и реагировать на них в соответствии с данными алгоритмами «в реальном времени»; одним из основных простейших алгоритмов является весовой механизм, сравнение потоков энергии по силе и выставление внутренних приоритетов в соответствии с силой потоков; субъективно внутренние приоритеты ощущаются как желания, мотивации, при этом при обращении к сфере ощущений желания «вспоминаются» моментально, и моментальна оценка их силы, что свидетельствует об оперативности работы подсознания; например, если, помимо собственного желания что-то сделать, тебя еще и просят об этом, кто-то еще нуждается в твоей работе, то ощущение мотивации усиливается (по сравнению с действием, которое интересно только тебе), так как подсознательно ты ощущаешь, что с точки зрения общего развития (а импульсы от центра развития попадают, естественно, и на уровень подсознания) более важно действие, в котором заинтересовано большее количество сознаний (правда, отчасти, тут может быть ожидание благодарности от людей, чаще всего в направляемом ими на тебя внимании, т.е. энергии, которая позволяет тебе быстрее реализовываться; но благодарность и реальное, конструктивное внимание не всегда есть, и на выбор также действует вера, что взаимопомощь, помощь другому, если для него это сложно, а для тебя легко – ведет к более эффективному развитию в целом);
б) сравнение сферы ощущений и сферы ума: хотя желания «наводятся» внешними (и внутренними) раздражителями, все частные желания являются конкретизацией более общих «прошитых» внутри мотиваций; каждая из этих мотиваций образует подсистему внутреннего мира и порождена творческим началом, и его внимание (вся «внутренняя энергия») разделяется между подсистемами, а далее общие мотивации могут дополнительно эту энергию дробить, переводя на выбранные частные текущие мотивации; для ума можно говорить об общей мотивации к исследованию, составлению модели мира (это опирается на веру, что модель позволит быстрее принимать сложные решения, а также замечать благодаря модели и направлять внимание на белые пятна, которые не получалось ощутить напрямую, то есть находить новые возможности развития; но любая формализация постоянно отстает от реального мира, требует усилий по актуализации); для сферы ощущений общая мотивация может заключаться в наполнении подсознания разнообразными впечатлениями, что ведет к маятнику мотиваций: тот вид деятельности, которым давно не занимался, кажется более желаемым, интересным, при переключении в новое состояние чувствуется прилив энергии, мотивации; это связано с верой центра развития, что каждое состояние (даже то, которое с точки зрения логики вроде бы бессмысленно) может потенциально дать развитие: все состояния – по сути являются текущими достижениями соответствующих им направлений развития, порожденных когда-то творческим началом, которое тогда не могло выбрать более важный вариант и решило попробовать все; можно говорить о:
состояния существуют из-за ограниченности объема внимания, невозможности охватить все, могут долго развиваться параллельно, так что в каждом рождается некоторый новый опыт, но периодически происходит некоторое их пересечение, рождающее новые идеи – поэтому маятник мотиваций периодически направляет человека на переключение между состояниями (когда в памяти остается часть старого состояния и часть нового, рождая пересечение); при этом также имеется мотивация развития, углубления выбранного направления (состояния) без переключений – так как по мере усиления концентрации эффективность развития данного направления на единицу затраченных сил все возрастает; при углублении важным оказывается формирование законченного «рабочего» блока, который можно было бы потом использовать, тут часто помогают возможности мозга по детальному разбору некоторой области; однако разбирать случайные области (или все, последовательно) может быть неэффективно, что ощущается в потери мотивации в процессе работы без доведения блока до конца; при выборе областей детализации помогает маятник мотиваций (тем более, что импульсы от центра развития идут и на уровень ощущений, влияя на мотивации, накапливаясь на важных с точки зрения развития направлениях – если доверять ощущениям): можно ожидать, пока для какой-либо области накопится наиболее сильная мотивация, которой, после того, как позволишь себе переключиться на данное направление, хватит надолго, до окончания создания блока; не всегда все происходит гладко, поэтому существует механизм «сознательно» направляемой воли (в отличие от подсознательно, хотя и по известным законам, возникающих желаний), которая может скомпенсировать некоторое количество неудобных мотиваций;
в) чувства: помимо духовно-ценностной составляющей чувств (а, как говорилось выше, духовная сфера – это ведь квинтессенция глубокого опыта (вместе с общими стремлениями центра развития), опыта не только отдельного, а множества поколений людей, существ; действительно, трудно логически показать, что такого важного для развития дает любовь к другому человеку; но опыт множества примеров, судеб людей показывает, как это чувство могло менять мир, толкать людей к развитию; поэтому однажды в процессе эволюции живые существа научились любить, и этот опыт закрепился в духовной сфере с высоким приоритетом), помимо составляющей чувств в сфере духовных ценностей и вер, имеется составляющая на уровне идей (сводимая к простой, нехитрой мысли, скажем, быть с любимым человеком, мстить обидчику и т.п.), а также большой объем энергии (внимания творческого начала), в результате чего человек ощущает сильную мотивацию относительно данного чувства (в отличие от отдельных мыслей, которые могут и не иметь составляющей из энергии, мотивации на уровне подсознания; хотя на уровне ценностей сильная вера в ум может повысить важность мыслей, и подсознание может решить доверить уму выбор ключевых мыслей, которые готово поддержать мотивационно – видя вложенные умом силы, совершенную работу по анализу); также чувства (их объем энергии, внимания) имеют разный окрас (в отличие от мыслей, которые ассоциируются с однотонным цветом, при большей яркости для ключевых мыслей, каких-либо прозрений) – чувства и эмоции раскрашивают жизнь, делая более яркой, наполняя впечатлениями; действительно, сфера ощущений, подсознание более близки к непосредственному восприятию и ощущениям от органов чувств тела, поэтому объема внимания хватает для ассоциирования чувств и эмоций с ощущениями от органов чувств (зрительными, слуховыми, осязательными и др.), в отличие от случая абстрактных идей; кроме того, ум можно представить как развитие одного из «чувственных» состояний подсознания (потому однотипный окрас): все разнообразие состояний (для упрощения и стандартизации, т.е. экономии энергии на издержки переключений) пытались свести к одному состоянию (работе с информацией), которое значительно развить; хотя в зачатке работа с логикой существует и на уровне ощущений – просто идеи, поток которых происходит на уровне подсознания, столь просты (выводы из одной другой столь очевидны), что кажется глупым их проговаривать, формулировать, поэтому данный уровень диалога не замечается.
4) воля [более ранние мысли от 27.08.2005]:
Волевые проявления в мире. «Вселенная воли» – к ней относится все завершенное (созданное, материально выраженное, доведенное до состояния, в котором может использоваться; достроенный дом, законченный процесс). Т.е. если оглянуться вокруг, то для каждого законченного элемента/объекта можно найти кого-то, благодаря чьей воле этот элемент был создан (мои завершенные дела – это моя воля, а незавершенные – ее недостаток; мои завершенные дела (проекты) по работе – воля руководства; если какое-то дело было мной завершено без особого участия воли (без особого внутреннего усилия), то, значит, кто-то затратил свою волю для создания мотиваций и условий, позволивших мне завершить дело; поэтому для всего завершенного потребовалась чья-то воля; если воля полностью моя, то и результат наиболее подходит мне, а если моей воли только небольшая часть – то и результат не особенно интересен для моего развития, хотя вложенная моя часть воли окупается в получении опыта).
Соотношение состояний: цикл осознанной воли (предназначение и место данного инструмента во внутреннем мире). Сначала есть общее намерение. собираются мысли и ощущения для принятия решения (тщательно обдуманного и прочувствованного). Далее предполагается задействование волевого центра для его реализации – чтобы выполнять задуманное, даже если творческого импульса в данный момент уже нет (т.к. сознание текущего момента менее «умно» (часть объема внимания тратится на действия), чем сознание во время долгого обдумывания решения (с использованием всего объема внимания) и отменять решение на основе текущих импульсов – скорее всего окажется неправильно).
«Уровни лени». Ошибки при использовании воли в вышеописанной модели:
Воля – характеризуется ощущением напряжения на каком-то этапе работы («сделать волевое усилие»). Если мысли – это образования из логики, а чувства – образования из простой логики и окрашенной энергии, то воля – то, что способно перемещать (выстраивать) данные образования.
"Способы определения смысла жизни" (также лог знакомой по практике: Самоопределение [20.04.2003])
(идея в том, чтобы описывать не сам смысл, а способы к нему прийти)
1. Можно вспомнить, обобщив стремления за жизнь, начиная с того, о чем мечтал
в детстве - будет виден общий стержень своих стремлений.
Смысл жизни/собственные стремления (даже полученные из глубоких размышлениях, с
ощущением прозрения) - часто оказываются локальными. Как бы - в жизни переживал
множесто состояний, и в каждом из состояний ощущаешь смысл (или, точнее,
представляешь воплощение этого смысла) по-разному. И при глубоких размышлениях -
вспоминаешь лишь какие-то отдельные из этих состояний.
Взвешенно увидеть смысл жизни можно только если вспомнить все/большинство
состояний и сравнить их - начиная с того, о чем мечтал
в детстве. Т.к. все состояние в какой-то степени отражают разные грани
собственной сути (которую и требуется увидеть).
Итого - речь о причесывании своего духоно-ценностного уровня, рождающего веры
и стремления в жизни. Сведение ценностей в единое объединение (ценности - это из
серии откровений в Библии; или, скажем, понимания большей важности накопления
опыта, чем накопления чего-то конкретного). Но тут речь о своих особых, личных
ценностях (вроде большей важности для себя, скажем, творчества, чем денежной
карьеры), составляющих внутренний стержень выбираемой для себя судьбы.
После того, как задачка Смысла жизни отпадает (будучи причиной направления внимания на духовно-ценностную сферу) - все равно приходится периодически делать "refresh", обновление, вспоминая старые и добавляя в общую картину новые принятые ценности (что иногда сильно ставит под сомнения стремления, которые принял раньше и считал уже незыблемыми).
2. Также можно вспомнить то, чего в жизни не было - но на уровне иррацационального начала при налаженной жизни "накипело".
Возможно, легче понять через понятие иррационального начала. Некоторые говорят - смысл жизни - жить, счастье, друзья/семья, все есть. Тут же - имеется в виду, что при том, что все хорошо - человек все же чем-то недоволен, чего-то еще не хватает для реализации. Есть как бы что-то, дающее более значимое для человека счастье. Что-то в тебе иррациональное требует какого-то поиска. Какого?
Т.е. тут поиск не в прошлом, а скорее в том, чего в прошлом в проявленном виде не было.
3. Через вспоминание первичных ощущений для своих стремлений (а не поиск смысла в уме); смысл жизни - это ощущение.
Иногда говорят, что смысла жизни нет; притом не может быть - т.к. все относительно. Но относительность - это одно из понятий ума. Как и любое понятие - оно имеет свою цель ввода и область эффективного применения. А цель - в том, чтобы показать, что понятия ума не абсолютны, а имеют область применения): ум призван описывать воспринимаемый через ощущения бесконечный мир в виде конечной (т.е. неточной) модели, чтобы ей оперировать для нахождения практически эффективных (несмотря на неточность) действий, а модель состоит из взаимосвязанных понятий. В том числе все логические построения о своих стремлениях и смысле опираются, если докопаться, на некоторые (с точки зрения ума) "аксиомы" - субъективные ощущения/личные ценности. Если же забывать смысл самого ума и эти исходные "личные аксиомы", то действительно при переборе вариантов в уме все кажется бессмысленным. Это похоже на "Матрицу" - когда вроде бы свободно размышляя - не замечаешь, что скован используемым средством - умом.
Цель этого пункта - направить внимание на то, почему в действительности считаете, что смысла жизни не может быть (прикрываясь некой логикой). Может быть, все дело в каких-то разочарованиях, недостатке воли на определенном этапе, чтобы следовать своему стержню и пути.
4. Разотождествление с разными ролями, с воспринятым из социума, с вопросом, кто я, чего на самом деле хочу.
Имеется в виду - посмотреть на стороны на свой характер, к которому привык ты и окружающие, привычные также с точки зрения окружающих профессию, обычные свои роли, тело "в котором находишься" - а потом задуматься, кто на все это со стороны смотрит и чего хочет - кто я настоящий (получается, что некое абстрактное существо/сознание).
5. Усилия по сведению отдельных кусочков своего опыта к некому целостному.
В детстве весь опыт/состояния помнил/вспоминал в совокупноси/целостно. А потом он начал расходиться"/дробиться на отдельные блоки, в начале тратил усилия на их сведение к целому (разбор всех вариантов пересечений), но потом все больше стал не успевать, все реже возвращаясь к целостному объединению. Но мотивация осталась (если ее не забывать). Думаю, еще одно такое объединение должно получиться на пике "жизненного проекта" (но требует усилий/работы над собой). Тогда это будет реализация.
Об устройстве мира - с художественных позиций (на основе мифологии)
http://www.podvodny.ru/Treatises/Psysub.htm
Чакры (с форме лотоса с различным количеством лепестков, с внутренней стороны позвоночника, обращены назад):
энергия: 1) получается чакрами 2) выдается 3) преобразуется
чакры - места повышенной светимости на энерготеле; неравномерное распределение
энергии - энергия концентрируется в точках, дающих наиболее важные для
повседневной жизни возможности, а напрмиер, чакра для сновидения (почки то ли
печень) - мало развита для обычного человека
Телесны крокодилы - см Подводный, Глава 8 "ТЕЛА и
ЧАКРЫ, а также ТЕЛЕСНЫЕ КРОКОДИЛЫ"
http://www.podvodny.ru/Occult/Chap8.htm
Энергетические центры человека (Кастанеда, Тенсегрити):
N20, Принципиальные вопросы общей теории чакр, авторская редакция 20.09.98 [конспект 26.08.2004]
http://lib.ru/PSIHO/N20/n20_10.htm
1-4. ИСТОРИЯ ВОПРОСА ВКРАТЦЕ. ЧТО ТАКОЕ ЧАКРЫ? - ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ, СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ
Три основные подхода к описанию Чакр:
1. йогический:
2. оккультный:
3. подход, развиваемый в рамках современной межличностной тонусологии - так называемой "психоэнергетики":
Во всех трех случаях мы сталкиваемся с абсолютизацией того или иного частного аспекта рассматриваемого явления. Чакры - это не "вихри эфирной материи" и не "условные точки для сосредоточения". Будучи и "вихрями эфирной материи", и "условными точками для сосредоточения" и многим другим, Чакры представляют собой нерасчленимые целостности, сущность которых несводима к сумме составляющих их частей. Обретенный же к настоящему времени опыт научного изучения системных объектов показывает, что "источник этой целостности следует искать не внутри объекта, а вне его, в той совокупности связей, которые характеризуют объект в его отношении к другим объектам (к окружающей среде)". Поэтому в зависимости от процедуры наблюдения Чакры могут оказываться "вихрями эфирной материи", мотивационными структурами личности и т.д. и т.п. Таким образом, мы оказываемся перед необходимостью разработки ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР. В отличие от множества частных классификаций (изучение совокупности которых может составить основу для СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ЧАКР).
В индуистской традиции "центры" человеческого тела называются:
С каждым центром взаимосвязаны:
Центры - это интегральное выражение вселенной, это точки сопряжения, в которых встречаются внешний и внутренний миры. Как правило, для людей характерна неравновесность в работе центров, и большинству из нас может быть присвоен определенный числовой индекс, отражающий порядок соподчиненности наших центров преобладающей активности, например, - 25, 136 или 7435 (счет центров снизу); человек, у которого резко доминирует какой-то один центр, может быть квалифицирован как своего рода инвалид. "Раскрыв" центры и увидав их со стороны, то есть разотождествившись с их деятельностью, человек обретает способность использовать свои центры в качестве особого канала сознательного взаимодействия со средой, как внешней, так и внутренней. С информационной точки зрения, например, центры можно рассматривать как входно-выходное устройство "человеческого биокомпьютера". Например, не задействовав тот или иной центр, вы никогда не сможете получить от людей то, чего они вам, в общем-то, не должны; это прекрасно чувствует и слесарь ЖЭКа, "снимающий дань" со своего участка, и плейбой, выбирающий на улице подходящих ему женщин. Оба они чувствуют, что для достижения требуемого результата им необходимо войти в определенное СОСТОЯНИЕ. Сиддхи или "сверх-способности" также соотносятся с разными центрами. Чакры представляют собой определенные зоны "схемы тела", в которых испытываются определенные ощущения. Чакра - это место, в котором должно нечто ПЕРЕЖИВАТЬСЯ. Это "особое ощущение" можно определить таким более строгим понятием как "психофизиологическое состояние". В качестве примера типичных психофизиологических состояний можно привести состояния страха и полового возбуждения. Эти два состояния связаны с двумя нижними центрами. Однако деятельность указанных центров вовсе не исчерпывается столь очевидными и однозначными состояниями. Наоборот, в повседневном опыте активность Чакр проявляется в форме очень тонких и сложных состояний, которые, даже будучи осознаны, практически невыразимы вербально. К чакрам не приложимы понятия о жесткой локализации (Расположена ли Анахата в правой части груди или по центру, на уровне мечевидного отростка грудины или выше его? Находится ли Манипура на уровне пупка или ниже? Где расположена Свадхиштхана, а где Муладхара? Мужчинам особенно трудно разобраться с последним вопросом, поскольку нижние два центра у них перекрывают друг друга); следует полагать, что переживания, порождаемые деятельностью тех или иных Чакр, обусловлены всей интерорецепторной зоной, представленной в том или ином "сегменте" (все внутренние органы снабжены рецепторами, так называемыми интерорецепторами, несущими информацию о внутренней среде организма; рецепторы, несущие информацию о внешней среде и составляющие пять органов чувств, называются экстерорецепторами).
5. НЕСПЕЦИФИЧЕСКАЯ АКТИВИРУЮЩАЯ СИСТЕМА (НАС)
Условиями осознавания информации о внешней среде (информационных ансамблей "специфических" импульсов) являются:
Интроспективно явление такой избирательной энергетической поддержки информационных процессов знакомо каждому по феномену внимания (например при концентрации на зрении человек может ничего не слышать, или может "превратиться в слух" и ничего не видеть, усиленно думать и "не замечать" ничего вокруг: энергия частично отводится с нерабочих участков для усиления рабочих). Функция НАС, частично знакомая нам по явлению внимания, в основе своей автоматизирована, непроизвольна; произвольный контроль доступен в минимальной степени. Произвольное внимание, к которому каждый человек прибегает в процессе научения чему-либо, представляет собой лишь временно необходимую фазу программирования функциональных систем (большие сознательные усилия чтобы, скажем, научиться играть на рояле или печатать на машинке вслепую; сознательно закладываемые программы дают соответствующий результат лишь проникнув на бессознательный уровень и действуя оттуда). Различные йогические и оккультные методики развития внимания являются не чем иным, как попытками овладеть сознательным контролем над функцией НАС во всей ее "творящей миры" полноте. Начиная с произвольного выведения ранее не сознававшихся процессов на уровень сознания во время упражнений, в конце концов приходят к тому, что данный уровень сознательного восприятия становится непроизвольным, естественным: происходит расширение сферы сознательности.
6. ОРГАНИЗМ И ЛИЧНОСТЬ
В коре имеется представительство всех внутренних органов и систем (см. 46), которые входят в состав соотносимых с Чакрами больших интерорецепторных зон. Как правило, в норме интерорецепторная информация не сознается. Однако осознание ее в принципе возможно, и достигается оно развитием внимания к тонким реакциям нашего тела на среду. Получив поддержку со стороны НАС, внутренняя информация становится сознаваемой наряду с внешней. Можно предположить также, что механизм возникновения визуализаций в Чакрах (так называемых "астральных миров") связан с полным вытеснением с уровня сознания экстерорецепторной информации о внешней среде и замещением ее информацией, поступающей из внутренней среды организма.
7. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОИЗВОЛЬНО ВЫЗЫВАЕМЫХ ВИЗУАЛИЗАЦИЙ
Необходимым условием для возникновения произвольных и не самовнушенных визуализаций служит максимально возможное отвлечение всех пяти органов чувств от объектов внешнего мира (это соответствует пятой ступени восьмиступеньчатой Йоги, описанной Патанджали). Это достигается путем "отвлечения чувств" и "остановки внутреннего диалога". "Зрелый мозг... не способен осуществлять процесс мышления,... если он лишен своего воздуха - СЕНСОРНОЙ ИНФОРМАЦИИ". Лишая чувства их привычных внешних "пастбищ" мы понуждаем их искать новые, внутренние "пастбища".
8. ПРИРОДА "АСТРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ"
Мастера визуализации предостерегают от дилетантских экспериментов с глубинными силами человеческой психики. Возьмем, к примеру, "астральные миры", связанные с нижними Чакрами и, как принято считать, наиболее тесно примыкающие к физическому плану. Здесь образное и содержательное наполнение сознания психонавта ("картина реальности") формируется различными безусловными вегетативными рефлексами - скажем, кишечника или предстательной железы. Это даже не подсознание, это именно бессознательный, глубоко равнодушный ко всему человеческому мир стимулов и реакций, который в обычной жизни только изредка и глухо дает о себе знать, - например, при переполненном мочевом пузыре в метро. Но теперь эти силы добираются до коры (сознания) с ее богатыми возможностями. Психонавт оказывается в мире жадных, властных и грубых существ. Вместе с тем наряду с отрицательными состояниями в каждом центре можно испытать также своеобразный, лишь ему свойственный вид наслаждения; если же победить самоактивность сил центра, отрицательных состояний вообще можно избежать. Говорится, что в этом и состоит ловушка Чакр на пути классической тантрической Садханы. Поэтому "требуется полное отвержение наслаждения и искушения со стороны высших существ". В более высоких Чакрах, начиная с Анахаты, страдание и наслаждение становятся все более возвышенными, а реальность в которую "попадает" сознание - все более заманчивой. Разнообразие внутренних приключений более характерно для европейского оккультизма и современных неортодоксальных школ Йоги. "Классических" средневековых йогинов не интересовали внутренние пространства, их практика преследовала одну цель: "освобождение от цепей Майи"; все остальное рассматривалось как искус, как очередная уловка той же Майи. Прежде, чем ученик получал от учителя благословение на работу с Чакрами, его воля и способность к концентрации были уже развиты до такой степени, что "силы" раскрываемой Чакры не успевали проявить самоактивность в сознании: это выражалось в том, что йогин видел приблизительно ту образную картину, которую ожидал увидеть.
9. "АСТРАЛЬНЫЕ МИРЫ": МЫ В НИХ ИЛИ ОНИ В НАС?
Рассматривая визуализируемые в Чакрах "астральные миры" как порождаемые исключительно ТЕЛОМ, не отступаем ли мы тем самым от первоначально принятой методологии, полагающей, что Чакры не существуют вне отношения со СРЕДОЙ? Нет: деятельность интерорецепторов (отражением которой предположительно являются визуализации) обусловлена их непосредственным контактом с внешними по отношению к ним частям внутренней среды организма, а также взаимодействия между событиями во внутренней среде организма и формами восприятия, заданными внешней средой. Другой подход: "живые существа постоянно пронизаны всевозможными полями и сами активно их создают". Основой для объединения этих двух подходов к пониманию взаимодействия человека и мира (психофизиологического и биопольного) может послужить тантрическая традиция. Так, в отношении визуализируемых "астральных миров" тантризм признает, что наши тела их не только порождают, но и воспринимают, - что воспринимаемые нами "астральные миры" порождены не только нашим собственным телом.
10. ТАНТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕЛА
Тантризм не исчерпывается индуистскими и буддистскими Тантрами, которым он обязан самим своим именем. Элементы такого видения мира обнаруживаются в учениях:
В истоках же своих это мировосприятие восходит к почитавшим творческое начало ("Мать мира") культам и земледельческим обрядам эпохи МАТРИАРХАТА.
Теоретическая основа тантризма:
Итак, тело как целостность есть интегрированное физическое проявление активности различных "планов" реальности. Причем физическое тело - это единственное место во вселенной, где все ее уровни связно представлены в своей иерархической последовательности. Отсюда и иное, "нетрадиционное" отношение к телу у тантристов. Тело для них - это "воистину лучшее из творений". Лишь обретая тело и усвоив уроки всех уровней представленного здесь "зримого", "зрящий" обретает возможность постигнуть свою подлинную природу.
Тайны тела:
"Мы состоим из некоторого количества центров сознания, напоминающих станции приема волн различной длины и связанных с различными планами сознания, от которых мы получаем (большей частью не сознавая того) все виды вибраций: тонкие физические, витальные, ментальные. Вся игра нашей фронтальной природы приходит извне - из всеобщего разума. Индивидуальное сознание, будучи чем-то вроде фильтра, отбирает некоторые вибрации - в соответствии со своей средой, традициями и т.п.". По сравнению с представленной выше традиционной (патриархальной) оккультно-йогической точкой зрения на всеобщие миры, "пересечение" которых создает наше индивидуальное СОЗНАНИЕ, тантризм оказывается гораздо более радикальным учением: он утверждает, что всеобщие миры ("космические планы") создают и наше индивидуальное ТЕЛО.
Пытаясь выяснить природу "миров", визуализируемых в Чакрах, мы предположили, что они порождаются нашим телом. С тантрической точки зрения визуализируемые события имеют более сложную природу: они обусловлены не только нашим телом, но и мирами, порождающими наше тело. А откуда берутся эти миры? Они порождаются телами других людей, животных, растений и даже, говорят, минералами.
11. ТЕОРИИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПОЛЯ
А.Г.Гурвич ввел в биологию понятие "поля" не с целью теоретического обоснования
"психических феноменов" (телепатии, психокинеза и т.п.) - создание теории
биополя явилось результатом попыток проникнуть в механизм НАСЛЕДОВАНИЯ
ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНИЗМА, а также в механизм СОХРАНЕНИЯ
ВНУТРИКЛЕТОЧНОЙ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (т.е. - благодаря чему молекулы
объединяются и остаются объединенными в клетку, клетки - в орган, а орган - в
организм). Гипотетическое морфогенное (формообразующее) биологическое поле, по
Гурвичу, присуще только живому и преемственно, то есть не может возникнуть в
какой-то момент заново. Источниками поля Гурвич считает молекулы хроматина
клеточных ядер. Клетки взаимодействуют посредством своих полей, так что судьба
каждой данной клетки определяется синтезированным вектором от всех близлежащих
клеточных полей. При этом элементарные клеточные поля вкладываются в поля
органов и систем органов, а те, в свою очередь, - в единое биоэнергетическое
поле организма. Подобно тому как совокупность неуловимых гипотетических
гравитационных полей, генерируемых всеми объектами, служит для нашей вселенной
чем-то вроде обручей для бочки, каркасом, биополя служат "силовыми каркасами"
обеспечивающими целостность всех биологических объектов, начиная с клетки и
кончая человеком, а возможно, - и человеческим обществом. Еще сильнее
перекликаются с тантрическими представления, по которым биологические поля
выполняют не только конструктивную функцию, но и информационную, выступая в
качестве посредника между организмом и средой. А.С.Ромен: в энергетическом
каркасе организма, можно выделить две части: внутреннюю (взаимосвязана с
внутренней средой, это точки акупунктуры) и внешнюю (взаимосвязана с внешними
процессами и обнаруживается в виде своеобразной энергетической оболочки).
П.И.Гуляев указывает: вокруг организма как проводника, по которому проходит ток,
неизбежно должно возникнуть электромагнитное поле, наличие таких внешних ("ауральных")
полей вокруг людей и животных регистрируется с помощью специальных приборов - ауротронов и ауроскопов. Аркадьев: "мощность биосигнала настолько мала, что вряд
ли "телепатеме" удалось бы вообще покинуть пределы черепа... Однако если
придерживаться мнения, что процессы приема и усиления в нервной системе
протекают на молекулярном уровне и даже на уровне клеток, то, учитывая огромное
количество нервных элементов в головном мозгу (свыше 10 миллиардов),
действительно трудно найти пределы возможного усиления в такой системе слабых
первичных сигналов". Биоэлектромагнитные поля создает не только мозг, эти поля,
- возможно, с иными параметрами, - должны генерировать все электрогенные органы,
в том числе сплетения вегетативной системы. Как правило, дистантные
взаимодействия не сознаются и протекают преимущественно на уровне первой
сигнальной системы
12. ИЕРАРХИЯ "МИРОВ" КАК ЧАСТОТНЫЙ СПЕКТР
Единое биологическое "поле жизни" развивается параллельно с эволюцией живых организмов, прогрессивные формы которых вносят новые "частотные характеристики", которые, когда становятся четко выраженными, превращаются в новый "диапазон". Чакры могут рассматриваться как приемно-передающие устройства, точки включения организма в соответствующие диапазоны (каждый организм непрерывно "передает в эфир" данные о строении, функции, состоянии и т.д.). Диапазоны ("миры", "планы") - различные слои "покровов Майи", иллюзии (будучи "свидетелем покровов", человек, тем не менее, последовательно отождествляет себя с ними, превращая в воображдаемое "я", покровы скрывают его от самого себя), "уровней проявления" непроявленного духа (характеризующегося последовательным "огрублением" в результате "нисхождения" его в материю; человек, развивая, "утоньшая" сознание, может взаимождействовать со все более тонкими "уровнями проявления"). Цель йогической Садханы - высвобождение из-под "покровов Майи". Развитие воображения (и инструментального мышления, ослабление функции непосредственного восприятия) превратило систему "пяти покровов" (из первоначально описательной) в космогоническую теорию, что есть антропоморфизация вселенной (другой полюс - академическая психология, отчужденная психология, искушенная в знании как бы о ком-то постороннем, а не о том переживающем человеке, который есть каждый из нас); задача - демифологизировать "эзотерическую психологию", сохранив ее экзистенциальный стержень.
1. АННАМАЙЯ КОША - "покров пищи". Восприятие физического тела как вещи среди других вещей предметного мира, наиболее грубый и очевидный уровень восприятия. Название связано с тем, что материал для тела поступает из поглощаемой нами пищи.
2. ПРАНАМАЙЯ КОША - "покров дыхания" ("покров жизни"). Восприятие тела во внутреннем ощущении (восприятие "схемы тела") - ощущения движения тела и движения в теле. Название связано с тем, что источниками движения древние считали дыхание, отметив, что движется только то, что дышит, да и самые движения в теле подобны ветрам, дуновениям.
а) СТУХЛА ПРАНА - слой "грубой" праны. Уровень восприятия структуры тела.
б) СУКШИМА ПРАНА - слой "тонкой" праны. Уровень восприятия процессов в теле (ощущений, обусловленных различными вегетативными процессами).
3. МАНОМАЙЯ КОША - "покров ума" ("покров души"). Сознаваемые нами психические и познавательные процессы, то есть актуальное содержание нашего внутреннего мира.
а) Витальный слой
1) "Низший витал" (КАМА РУПА в оккультной литературе)
2) "Высший витал" (КАМА АРУПА в оккультной литературе)
б) Ментальный слой
1) "Низший ментал" (РУПА МАНАС)
2) "Высший ментал" (АРУПА МАНАС)
4. ВИДЖНЯНАМАЙЯ КОША - "покров мудрости". Мудрость и творческое разрешение трудноразрешимых проблем (приходящие из надсознательного, неосознаваемого источника, как смогли различить мудрецы). Уровень дан нам лишь опосредованно, в своих плодах. Виджнянамайя вбирвает в себя весь обретенный опыт индивида и преобразует его в "эликсир премудрости", представляет собой своеобразный "аккумулятор", не зарядив который нашей энергией, мы не сможем получить искру мудрости
а) КАРАНА ШАРИША - причинное (каузальное) тело ("статический (низший) БУДДХИ" - собственно Буддхи, "пробужденная", женск. род) - обусловленная прошлым опытом совокупность неосознаваемых психических и познавательных *структур*, определяющих харакрер протекания сознаваемых психических и познавательных *процессов*
б) МАХАТА ("великий") или ИШВАРА (Господь) - просветленное (будхическое) тело ("динамический (высший) Буддхи") - обусловленная прошлым опытом совокупность неосознаваемых психических и познавательных процессов, благодаря которым в сфере осознания возникают новые психические и познавательные структуры
5. АНАНДАМАЙЯ КОША - "покров радости" или "покров блаженства". Надличностный уровень восприятия, на котором достигается единство человека с миром (непреходящее счастье не может быть основано на каких-либо объектах по причине их преходящей природы, но оно становится фактом в случае преодоления конфликта между "я" и "не-я", субъектом и объектом).
ПРИЛОЖЕНИЯ
...что значит "работать с центрами"? Рассматривая центры как "функциональные психофизические сегменты" человека,* осуществляющие основные формы его взаимодействия с миром, мы определяем работу с центрами как РАБОТУ С ФУНКЦИЯМИ центров, то есть как проработку основных сфер наших реальных и идеальных отношений с миром, а именно (*...Предлагаемая ниже детализация носит предварительный характер и не отражает всего спектра функций системы центров):
1) [МУЛАДХАРА] ОТНОШЕНИЙ ВЫЖИВАНИЯ ("ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ"), связанных с фундаментальным фактом включенности человека в структуру объективных связей природно-социального мира с вытекающей отсюда необходимостью следовать законам этих связей, - сферы ориентационных отношений "моего места в мире", в том числе отношений подчинения и господства;
2) [СВАДХИСТХАНА] ОТНОШЕНИЙ ВЗАИМОДОПОЛНЕНИЯ ("ПАРТНЕРСТВА"), обусловленных фундаментальным фактом дуальности любых форм взаимодействия, фундаментальной "поляризацией" универсума, способом существования которого служит взаимодействие составляющих его элементов, - сферы отношений коммуникации, "диалога" человека с миром, в том числе отношений между полами;
3) [МАНИПУРА] ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫХ ("ДЕЛОВЫХ") ОТНОШЕНИЙ, связанных негэнтропийным (упорядочивающим) характером взаимодействия человека с миром, - сферы "рекомбинаторных" отношений с миром в процессе его преобразования, в том числе производственных отношений;
4) [АНАХАТА] ОТНОШЕНИЙ ТОЖДЕСТВА ("ЛЮБВИ И СОСТРАДАНИЯ"), обусловленных фундаментальным фактом субстанционального единства человека и мира;
5) [ВИШУДХА] ФОРМООБРАЗУЮЩИХ ("ТВОРЧЕСКИХ") ОТНОШЕНИЙ, обусловленных прогрессивным, развивающимся характером "вечно живых" отношений человека с миром;
6) [АДЖНА] ОТНОШЕНИЙ НАУЧЕНИЯ ("ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ"), связанных с усвоением и использованием личного опыта отношений человека с миром;
7) [САХАСРАРА] ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ или ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ, обусловленных историческим процессом обобществления опыта отношений человека с миром.
Пространственная организация системы центров отражает историю ее становления, низшие центры осуществляют эволюционно более древние отношения с миром. Так, уже